ПРАВИЛА УСТАНАВЛИВАЮТСЯ В ЦЕЛЯХ БЕЗОПАСНОСТИ

В столице с середины марта на  115 перекрестках круглосуточно работает 883 камеры видеонаблюдения. Жители города  наверняка заметили, что водители стали более дисциплинированными.
Нетерпеливые лихачи и злостные нарушители стараются соблюдать правила. Ведь за ними беспрерывно наблюдает всевидящее око. И если за первые 36 часов камеры зафиксировали больше десяти тысяч нарушений, то уже к концу марта эта цифра составила в итоге 40 тысяч.
Читатели «НС» спрашивают,  как работает система фиксации нарушений правил дорожного движения.  Наш корреспондент попросил рассказать об этом инспектора отделения по связям с общественностью и средствами массовой информации УБДД ГУВД  Ташкента майора  Алишера Абдукодирова.
— Данное нововведение с использованием современных технологий направлено на предотвращение дорожно-транспортных происшествий, устранение на дорогах пробок, автоматическое определение, фиксирование и профилактику правонарушений. Вся информация с перекрестков собирается в Центральную диспетчерскую службу УБДД ГУВД столицы. Она выносится на имеющиеся здесь электронные табло и видеомониторы, с которых диспетчеры круглосуточно получают необходимую информацию. На одном из экранов представлена карта столицы, по которой оператор может точно определить место нарушения правил дорожного движения. На другом — видео- и фотосъемка с камер в режиме онлайн. В центре — данные о времени, месте, типе нарушений. Камеры мобильные — поворачиваются на 360 градусов. Для более четкой картинки диспетчер джойстиком может навести на конкретную машину, увеличив масштаб видимого, четко высветив номерные знаки и самого водителя.
Как пояснил А. Абдукодиров, пока камеры определяют два типа нарушений правил — проезд на красный сигнал светофора и превышение скорости. В ближайшем будущем в системе появятся дополнительные функции, начнут записываться такие нарушения, как пользование мобильным телефоном и езда с непристегнутым ремнем. Пока же эти и другие виды нарушений на дорогах столицы отслеживают дежурные инспекторы.
Сегодня у автовладельцев накопилось немало вопросов к сотрудникам УБДД. Вот лишь некоторые, наиболее часто повторяющиеся. Кто несет ответственность, если при нарушении правил на дороге за рулем был не владелец автомобиля, а водитель по доверенности?  Нередко инспектор ДПС, регулируя движение, пропускает машины на красный свет, не последуют ли санкции в отношении водителя, попавшего в этот момент в объектив видеокамеры? Будет ли нарушением проезд на красный свет при пересечении стоп-линии в случае экстренного торможения? Если правонарушитель в установленные сроки не оплатил штраф, какие меры будут к нему применены?
— Собственник транспортного средства освобождается от административной ответственности за нарушение ПДД, зафиксированное видеокамерами, совершенное с использованием принадлежащего ему транспортного средства, если будет установлено лицо, во владении которого в момент фиксации правонарушения находилось соответствующее транспортное средство, — сказал А. Абдукодиров. — При работе инспектора ДПС на перекрестке  во время пробок, регулировщик должен сообщить об этом в центральную диспетчерскую службу. Операторы переключат светофоры в режим желтого мигающего сигнала и на время отключат видеофиксацию нарушений.
Пересечение стоп-линии на «красный» в настоящее время равносильно проезду на запрещающий сигнал светофора и наказывается штрафом в  299 550 сумов. Так что если водитель затормозил экстренно, но пересек стоп-линию, его оштрафуют согласно пункту 77 Правил дорожного движения: водитель должен управлять транспортным средством со скоростью, которая обеспечивает возможность постоянного контроля за своим движением. Добавлю, что на перекрестке, где пересекаются улицы Авлиё ота и МКАД, разрешен поворот направо на красный свет, камеры не фиксируют это нарушение. После признания эксперимента успешным, изменения будут внесены в Правила дорожного движения.
На сегодняшний день штрафы должны быть оплачены не позднее 60 дней со дня вынесения постановления, а в случае его обжалования или опротестования — не позднее 30 дней со дня уведомления. Согласно Кодексу Республики Узбекистан об административной ответственности постановление о наложении штрафа выносится без участия лица, совершившего административное правонарушение, и оформляется в форме электронного документа, имеющего юридическую силу, и подтверждается электронной цифровой подписью уполномоченного лица. Все письма со штрафами вручаются под подпись получателя. Если же человек прописан по одному адресу, а проживает по другому, почтальон оставит уведомление в махаллинском сходе граждан.
В апреле заработает веб-сайт, где можно будет узнать о штрафах, введя свой домашний телефонный номер и серию паспорта.
Участники дорожного движения не должны забывать, что правила устанавливаются не в целях наказания, а для обеспечения безопасности на дорогах. Их соблюдение, конечно же, зависит от каждого участника дорожного движения. Некоторые автовладельцы идут на хитрость. Номер автомобиля заклеивают различными материалами, чтобы он не был распознан видеокамерами. В статье 127 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности сказано, что установка различных предметов и нанесение покрытий, ограничивающих обзорность государственных номерных знаков, препятствующих правильному их восприятию, служит основой для привлечения к административной ответственности. Транспортное средство отправляется на временную штрафную площадку. В процессе рассмотрения дела такие приспособления изымаются, граждане подвергаются штрафу от одного до трех минимальных размеров заработной платы, а ответственные лица — от трех до пяти минимальных размеров заработной платы.
Кстати, автовладельцы могут узнать в случае ошибочного направления им штрафной квитанции по телефону круглосуточной «горячей линии» 254-22-16, или подъехать в административный отдел УБДД, расположенный в Мирабадском районе столицы по  улице Водил, 54, где можно будет еще и просмотреть запись, в соответствии с которой наложен штраф.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *